Кто такие фарисеи?

6147
Фото

Вот и началась наша подготовка к Великому посту. В нынешнее воскресенье, 1 февраля, Святая Церковь предлагает нашему вниманию притчу о мытаре и фарисее. И не зря она начинает нашу подготовку именно этой притчей. Великопостное воздержание — это наша жертва Богу, а сами дни Великого поста — как бы десятина Богу от дней нашей жизни. И вот, чтобы жертва сия была приятна Богу и была принята Им, Церковь назидает нас притчей о мытаре и фарисее, напоминающей нам, с каким душевным расположением должны мы предстоять перед Богом.

Притча эта проста и незамысловата. И вроде бы совершенно понятна: Господь принимает молитву смиренных грешников и отвергает мнимых самодовольных «праведников». Первых мы привыкли ассоциировать с людьми бедными, даже нищими, а вторых — с богатыми. Такое понимание проявилось даже в церковной живописи. Так, в одном из храмов мне приходилось видеть настенное изображение: впереди стоит толстый фарисей в яркой богатой одежде с самодовольным выражением лица, а на заднем плане — худой нищий в лохмотьях с низко опущенной головой — вероятно, мытарь. Однако правильно ли подобное представление? Давайте вспомним, кто такие мытари. Это сборщики податей и налогов с населения, находящиеся на службе у оккупационной римской власти. Пользуясь своим положением, они брали дань больше положенного, чтобы присвоить излишки себе, и даже занимались вымогательством. То есть это были совсем не бедняки, а напротив, люди весьма богатые. По нажитому богатству они превосходили многих фарисеев и даже первосвященников. Вспомним мытаря Закхея. Евангелист замечает, что он был «начальник мытарей и человек богатый». А когда Господь был у него в доме, Закхей с покаянным чувством воскликнул: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Если он мог половину имения раздать нищим, а из оставшейся половины воздать всем обиженным, да ещё в четырёхкратном размере, то можно сделать вывод о том, что он был весьма состоятельным человеком.

А кто такие фарисеи? Мы привыкли употреблять слово «фарисей» как синоним слова «лицемер». И, действительно, Господь в Своих речах не раз именно так называл фарисеев. И Он имел на это полное право. Мы же должны задуматься: в каком смысле фарисей — лицемер? В жизни мы можем называть лицемером человека, который попросту притворяется перед людьми: на глазах у людей принимает вид добродетельного и порядочного человека, а едва люди отвернутся — ведет себя совершенно противоположным образом. О фарисее из данной притчи мы такого сказать не можем. Он говорит перед Богом и перед самим собой, а не перед людьми, и у нас нет оснований думать, что он не исполнял в повседневной жизни того, о чём говорил. Он действительно постился дважды в неделю, он действительно не позволял себе ни малейшего упущения, отсчитывал десятую долю от каждого своего дохода и приобретения в жертву храму. Это не так мало. Человек, как видим, вполне серьёзный, не легкомысленный.

И вот такой серьёзный и порядочный человек, который не зарился на чужое, который не согрешил воровством или блудом, — такой человек немало терпел в повседневной жизни от людей, подобных мытарю. В самом деле, на улице, то есть вне храма, мытарь как лицо, уполномоченное римской властью, имел немалое преимущество перед фарисеем. Примерно такое же, какое имеет полицейский «при исполнении» перед простым гражданином.

И вот оба они с улицы заходят в храм. Казалось бы, для фарисея наступает час реванша. Ну наконец-то, здесь, в храме, он, как у себя дома, на своей законной территории. Здесь всё: святыни, Закон, Божие благословение и благоволение — всё принадлежит ему. Он с Богом, можно сказать, на «ты». В подобных чувствованиях его ещё более утверждает смущенная и раздавленная сознанием своей вины фигура мытаря, которую он видит у входа. Но в том-то и состоит трагедия фарисея, что Божий суд поставил его ниже презренного и ненавистного мытаря. Мытарь как на улице имел больше прав перед фарисеем, так и в храме оказался ближе к Богу. Фарисей и здесь, и там оказался в проигрыше.

Так в чем же вина фарисея? Прежде всего, в том, что он судит самого себя и судит мытаря — вместо Бога. Он как будто посягает на престол, уготованный для последнего Суда Божьего, он уже предвосхищает этот Суд. Фарисей заявляет о довольстве собой. Как ему кажется, ему остается только возблагодарить Бога за то, что Он сделал его праведным исполнителем Закона, а не грешником. Но здесь существо дела не в том, что фарисей дерзает так о себе говорить. Ну, хорошо, давайте мы, наученные евангельской притчей, не будем так говорить — давайте попробуем быть хитрее фарисея. Но ведь святые отцы такое смирение на словах, которому не научился фарисей, такое воздержание от слов — только слов, но не чувствований, — называли смиренноглаголанием и противопоставляли истинному смирению. Если мы из этой притчи научимся всего-навсего воздержанию от каких-то слов, то фарисей, пожалуй, будет отличаться от нас только тем, что он прямодушнее, наивнее и откровеннее. Искреннее, если хотите. Ведь он действительно говорит то, что думает и чувствует. Ошибка же его в том, что норма Закона, которую он видит перед собой, и вполне справедливо почитает, — мертвая, а не живая. Из чего это видно? Из того, что ему представляется, будто он до этой нормы дорос, что он ей соответствует, что он исполнил Закон. Это значит, что его закон не живой. Почему? Потому что, если бы его закон был живым, если бы норма, в соответствии с которой он живёт, была живая, она бы росла вместе с ним — так, как это показано в Нагорной проповеди. Там сказано: «не прелюбы сотвори», и фарисей, очевидно, исполнил это — он не совершает физического блуда, коль скоро дерзает благодарить Бога, что он не таков, как блудники. Но Бог требует полной чистоты сердца, чистоты тех глубин сердца, которые человеческий взгляд не всегда видит. В нашем сердце есть такие глубины (об этом задолго до психологии нашего времени говорил блаженный Августин), которые — бездна, вообще не проницаемая для нашего взгляда. И в Нагорной проповеди Господь ставит нам очень высокую планку, так сказать, «на вырост»: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Кроме того, фарисей не довольствуется тем, что благодарит Бога за свою верность Закону, но желает видеть грешников, как фон, оттеняющий его, фарисея, праведность. Надо сказать, что само слово «фарисей» происходит от древнееврейского глагола, означающего «отделять». Фарисей — это тот, кто отделил себя от всякой нечистоты, а также от людей, которые, по его мнению, нечисты; которые не таковы, как он.

Новости по теме

«Весна души»: иерей Александр Ермолин — о смысле Великого поста
Онлайн-трансляции 28 марта 2024
«Весна души»: иерей Александр Ермолин — о смысле Великого поста

Руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин еженедельно по четвергам в прямом эфире будет рассказывать слушателям об обычаях, символах и духовных смыслах дней Святой Четыредесятницы.

В родительские субботы Великого поста в храмах Татарстанской митрополии пройдут заупокойные богослужения В родительские субботы Великого поста в храмах Татарстанской митрополии пройдут заупокойные богослужения

30 марта и 13 апреля в храмах Татарстанской митрополии пройдут богослужения великопостных родительских суббот.

В Казанском Богородицком монастыре пройдут лекции, посвящённые Великому посту В Казанском Богородицком монастыре пройдут лекции, посвящённые Великому посту

В Казанском Богородицком монастыре начинает работать лекторий, посвящённый Великому посту. Лекции еженедельно будет проводить руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин. Встречи будут проходить по пятницам в 18.00

Архипастыри Татарстанской митрополии совершили чин Торжества Православия в Казанском соборе Архипастыри Татарстанской митрополии совершили чин Торжества Православия в Казанском соборе

Вечером 24 марта митрополит Кирилл, епископ Пахомий, епископ Мефодий совершили чин Торжества Православия в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.