В мире могут отыскаться люди, считающие странным праздник Успения, считая неправильным празднование ухода в мир иной. Однако верующие христиане прекрасно понимают, что смерти нет, есть лишь воссоединение с Богом, переход в Его обитель, тем более для Богородицы.
Прочтение церковных книг и заветов открывает для всех желающих завесу тайны: Дева Мария ждала окончания своей земной жизни, покорно и с долей радости. О том, что близится конец дней земных, Богородице сообщил архангел Гавриил, явившись к ней во время молений у Гроба Господня:
«Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время».
Именно здесь и приходит понимание того, почему Успение — торжество, праздник, ведь Богородица знала, что ее ждет воссоединение с Божественным сыном своим, бесконечное время в обители Господней. Последние минуты жизни Девы Марии были наполнены радостью и светом, святитель Димитрий Ростовский так описывает их:
«Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, — Сам Царь славы, Христос, со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».
Этот светлый, торжественный день, который приходится на 28 августа, служит простым христианам успокоением и напоминанием о том, что смерти опасаться и бояться не стоит тому, кто жил по Закону Божию, в согласии с собой и совестью. Дева Мария же, если описывать земным, простым языком, не умерла, а лишь уснула, чтобы через мгновение очнуться в ином мире, в Царстве Божьем. В тропаре по случаю праздника поется:
«Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».
Успение — не смерть, а торжество жизни, и потому это светлый, праздничный день. Это возвещение нам, простым смертным, о том, что окончание земной, временной жизни — это сон, после которого следует воскрешение и жизнь вечная, благая для праведных и честных людей.
Перед праздником православные христиане выдерживают двухнедельный Успенский пост, смысл которого в почитании того, что совершила сама Богородица. Она, узнав о том, что ее земные дни скоро будут окончены, также строго постилась, хотя никакой нужды в отказе от пищи не имела — Господь принимал ее как мать Христа, как светлую, безгрешную душу. Однако она постилась, ради всех нас, ради простых смертных, и мы, в память об этом, отказываемся от пищи, как и Пречистая Дева.
Стоит знать, что и в другой, латинской вере, праздник этот отмечается, считается днем торжественным и важным. Только именуется он немного иначе — католическая церковь в один день с православным миром отмечает Вознесение Богоматери.
Цвет праздника — голубой, многие торжества, посвященные Богородице, отмечены именно таким оттенком. По окончании торжественного богослужения священнослужители обходят кругом церковь, и многие видят в этом и еще один, немного грустный, но, вместе с тем, неотвратимый символ — заканчивается лето, словно земная жизнь идет к окончанию, чтобы — через некоторое время — снова возродиться, с праздником Рождества Христова. Год расписан по Церковному календарю, по памяти святых, по законам Божиим, и новолетие грядет, несмотря ни на что, жизнь идет вперед, продолжаясь после земных дней воскрешением, житием в Царствии Божием.
Особенные торжества каждый год проходят на месте Погребения Богородицы, в Гефсимании, и нигде, как в этом местечке, не печалится так сердце о том, что Дева Мария покинула земной мир, и нигде так не радуется оно, что Пресвятая Дева вознеслась в обитель Бога. В этот праздник снисходит осознание того, что Матерь Божия молится за всех нас, ее чаяниями мы будет в Небесном Царствии по окончании дней на земле.
Вот как описывается праздник Успения, проводимый в Израиле:
Чин погребения Матери Божией в Гефсимании по обычаю начинается ранним утром. Множество христианского народа во главе с архиереями и клириками медленно идут от Иерусалимской Патриархии (возле Храма Воскресения Христова). Проходя по узким древним улочкам Святого Града процессия торжественно движется в Гефсиманию. В самом начале колонны шествия священнослужители несут икону Успения Пресвятой Богородицы. Все паломники и верующие, встречающие икону, лобызают лик Пречистой и подносят к ней детей. За духовенством своим чередом в два ряда движутся чернецы — монахи и монахини Святого Града: среди них греки, румыны, арабы, и, конечно, русские. Шествие, длится около двух часов, завершается параклисом в Гефсиманском храме. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится плащаница Пресвятой Богородицы.
Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проходят под ней.
Православные, которым посчастливилось побывать на торжестве, говорят, что именно здесь чувствуется, как легко растворяет радость первоначальную печаль, как жизнь наполняется иным, глубоким смыслом.
«О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает»
«Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!»
Но и дома, в Казани, Москве, любом ином городе, мы можем причаститься к этому великому торжеству. Богослужения пройдут во всех храмах, и все православные могут разделить радость Успения, радость пробуждения после временного сна, торжество воссоединения с Богом, торжество вечной жизни и Спасения.