Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет

836
Фото

История храма от основания до закрытия

Церковь святой Евдокии была построена в Засыпкиной слободе. Самое раннее упоминание о ней мы находим у географа Михаила Саввича Пестрикова: «Церковь Спаса Нерукотворного Образа, освящена в 1735 году, при ней придел преподобной мученицы, освящен в 1734 году...» Как правило, церкви возводились с теплым и холодным приделами (в холодное время года неотапливаемую часть не использовали). Теплый придел в честь Евдокии Илиопольской был освящен первым. В течение года в нем проходили службы, а за церковью закрепилось название — церковь святой Евдокии.

К приходу были приписаны горожане (с Засыпкиной и Нижне-Федоровской улиц), которые пополняли свечной и кошельковые доходы церкви. О прихожанах Евдокиинского храма можно прочитать в книге священника Евфимия Малова следующее: «В конце прошлого столетия церковь Николая Тульского крайне была бедна по малочисленности своих прихожан, так что в 1792 году священник Иван Андреев писал Преосвященному Амвросию, что при оной церкви 50 приходских дворов — беднейшие люди, почему причт терпит нужду и просит поэтому отчислить несколько домов от Евдокиинской церкви, у коей 125 дворов. Преосвященный приказал десятскому дьякону собрать сведения о приходских дворах и узнать, имеют ли желание некоторые из прихожан Евдокиинской церкви присоединиться к приходу Николая Тульского. Прихожане Евдокиинской церкви не согласились»[1].

По духовным росписям за 1796 год, приход состоял из военных второго батальона, прапорщиков, отставных капралов, сержантов, а также 15 купцов и 23 дворов мещан. В 1829 году к церкви было приписано 97 дворов. В 1830 году в приходе находилось 23 двора военных, 1 двор дворянский, 26 дворов статских, 46 купеческих и мещанских, 2 двора дворовых, 2 дво­ра старообрядцев — итого 100 дворов.

В Казанском календаре за 1869 год в разделе «Предсказания о Казани и Ка­занской губернии» написано следую­щее: «Вместо Казани по тому же самому руслу будет течь в 1869 году молочная река с кисельными берегами, Засыпки­на и Нижне-Федоровская улицы будут выстланы самым лучшим акинским[2] камнем, и все блаженствующие там те­перь отставные титулярные советники будут вытеснены в Мокрую[3]».

Из числа прихожан назначались церковные старосты, в чьи задачи входило: содержание, перестройка цер­ковных зданий, устройство и содержание кладбищ, забота о церковном бо­гослужении, доставление необходи­мого хлеба и вина для совершения таинств[4]. Благодаря работе старосты причт Евдокиинской церкви помещал­ся в двух церковных домах, построен­ных на церковной земле.

Один дом, деревянный, приобретен в 1859 году, другой, каменный, постро­ен в 1905 году. В 1905 же году надвор­ные постройки были отремонтирова­ны и составляли собственность церкви.

В 1889 году в стенах церкви была открыта библиотека, ее фонд составил 4 038 экземпляров. Ежегодно их количество пополнялось на средства церкви — выписывались журна­лы и книги[5].

С 1 ноября 1878 года при церк­ви действовало 9-е приходское муж­ское училище, попечителем которо­го был купец Михаил Александрович Тюфилин. Также при храме находи­лась частная женская гимназия госпо­жи Майнуловой. В 1898 году для попе­чения о причте, для благоустройства церкви и оказания помощи бедным людям прихода было создано при­ходское попечительство, в 1905 году оно было переименовано в церковно­приходской совет.

Советский период

После событий 1917 года Церковь декретом Всероссийского центрального исполнительного ко­митета советов рабочих, кре­стьянских и красноармейских де­путатов 1918 года была отделена от государства. В 1922 году ВЦИК из­дал декрет «О порядке изъятия цер­ковных ценностей...» в пользу голо­дающих в Поволжье. В числе прочих конфискация проходила и в Евдокиинской церкви. С икон снимались украшения и серебряно-позолочен­ные ризы, украшенные венцами, соби­рали богослужебные сосуды и церков­ные принадлежности. Со Смоленской иконы Божией Матери сняли, отделив от серебряно-позолоченной ризы, ши­тый мелким жемчугом, украшенный восемнадцатью аметистами, тре­мя цветными камнями, жемчужны­ми бусами и другими простыми кам­нями головной убор Богородицы. Об­щий вес конфискованного из церкви составил два пуда пятнадцать фунтов сорок два золотника пятьдесят две до­ли (около 37 килограммов 355 грам­мов). Все было перевезено в кладовую Татнаркомфина[6].

В феврале 1932 года община церк­ви святой Евдокии вынужденно пере­шла в Петропавловский собор с дьяко­ном Кудрявцевым в количестве 65 че­ловек (60 женщин и 5 мужчин). Цер­ковь святой Евдокии закрыли 31 марта 1932 года[7], несмотря на то, что верую­щие в количестве 300 человек написа­ли письмо с просьбой не закрывать лю­бимый храм. Евдокиинская церковь бы­ла передана конторе Комжилстроя для разбора на кирпич[8]. Но ее не разруши­ли, а стали использовать под различные учреждения. Некоторое время помеще­ние принадлежало Главному политиче­скому управлению, и в нем содержались заключенные. В 1937 году в ней распола­гался склад артели «Фетропром»[9]. В ча­совне находился аптекарский склад, щи­товая и многое другое. В 1980 году Ми­нистерство культуры передало церковь под библиотеку имени В. И. Ленина, тог­да и была произведена реконструкция всего здания. В ходе нее пробили но­вые двери с южной стороны, что приве­ло к увеличению влажности в помеще­ниях, сделав их непригодными для хранения книг. Библиотека была вынужде­на переехать. Освободившиеся площади не пустовали — там разместились ма­стерская художников и деревообрабаты­вающий цех.

Современный период

Приходская жизнь храма возроди­лась 24 июня 1999 года — в день празднования иконы Божией Ма­тери «Достойно есть». В этом же году с благословения архиеписко­па Казанского и Татарстанского Ана­стасия был создан Спасский приход.

У истоков восстановления церкви стоял протоиерей Димитрий Евграфов (настоятель храма с 1999 по 2022 г.). Прихожанами стали творческие лю­ди разного возраста и разных возмож­ностей, среди них были художники, скульпторы, архитекторы и дизайнеры.

В 2010-х годах к восстановлению храма подключились учредители архи­тектурно-строительной фирмы «Анти­ка» — Олег Львович Кипенко и Леонид Григорьевич Горник. Начались строи­тельные работы по замене кровли, по­лов, окон, отопления. Практически все было заменено, кроме метровых стен. На территории храма был создан ме­мориальный сквер, напоминающий о жертвах репрессий 30-х годов.

Поднятое к небу Распятие — пер­вое, что встречает гостей, входящих в пределы церковного двора. С обрат­ной стороны Креста, установленно­го в 2012 году, от основания вверх под­нимается виноградная лоза, напоми­нающая слова Спасителя: Аз есмь лоза, а вы ветви (Ин. 15:5). Надпись над ло­зой гласит: «Христос Воскресе!» Хри­стос Своей смертью на Кресте и Воскресением победил смерть, а последу­ющим Вознесением на Небеса указал людям путь ко спасению и вечной жиз­ни с Богом. Виноградная лоза на Кре­сте — это и Христос, и символ жизни, победившей смерть. Череп в основа­нии креста — голова Адама, того перво­го человека, которого не забыл Господь и спустился за ним с Небес в глубины ада, чтобы Своей смертью спасти и вы­вести в Свое Царство. По преданию, именно в скале под названием Голго­фа (в пер. с арамейского — «место че­репа») находилась пещера с могилой Адама. Здесь, рядом с гранитной гол­гофой Спасо-Евдокиевского храма, то­же своя пещера с костями — их посто­янно находят на церковной террито­рии, потому что в 30-е годы здесь было место казни, своя Голгофа для репрес­сированных. Это одна из двух костниц, и если вторая братская могила уже за­консервирована, то в эту пещеру мож­но добавлять найденные останки заму­ченных НКВД людей.

Пройдя немного вглубь, можно оказаться в летнем саду с плодовы­ми деревьями, который напоми­нает Эдем, где произрастает всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи (Быт. 2:8).

От Креста, если идти по разноц­ветной брусчатке внутрь двора, путь приведет к могиле последне­го до закрытия церкви настояте­ля — протоиерея Павла Афонско­го (+1934), он был похоронен возле алтаря храма во имя святой Евдо­кии. В 2010 году ему был установ­лен памятник с крестом взамен почти утраченного. На памятни­ке — барельеф ангела.

Если посмотреть на алтар­ную стену, можно увидеть изо­бражение святой Евдокии Илиопольской в мозаике, выложенное из разноцветных кусочков смаль­ты. Ее милое лицо отражает чи­стый и духовный внутренний мир святой праведницы. Преподобно­мученица при жизни отличалась редкой красотой. Лик святой, не­бесной покровительницы храма, на мозаичной иконе создан по об­разцу иконы XIX века преподоб­ного Никиты Исповедника и пре­подобномученицы Евдокии Илиопольской, хранящейся в церкви.

Рядом располагается соору­жение с куполом, напоминаю­щее маленькую часовню. Внутри красивого терема находится не­большой колодец, который на цер­ковном языке обычно называется «непопираемое место». Туда, на­пример, выливаются остатки свя­той воды после таинства Крещения или мытья литургических сосу­дов. Навершие колодца современное, но выполнено в московско-византийском стиле. Терем, очень теплый и радостный, напомина­ет иллюстрации к старинным рус­ским сказкам, украшен кристалла­ми, мозаикой, бронзовыми и позо­лоченными деталями.

Пройдя несколько шагов вперед, можно увидеть бронзовую скуль­птуру ангела, стоящего у Креста. Памятник установлен в 2010 году на месте захоронения костей, най­денных здесь при восстановлении территории. Говорят, здесь массо­во расстреливали людей. «Скорбя­щий ангел приоткрывает драпи­ровку, наброшенную на крест, — это символическое изображение раскрытия тайны, покрывшей ре­прессии тридцатых годов», — гово­рит архитектор Леонид Горник, ак­тивно участвующий в деле восста­новления и благоустройства храма и его территории. — Слезы у анге­ла — это слезы скорби не по самим жертвам (они уже в Царстве Не­бесном), а печаль о тех, кто творил злодеяния».

Дальше по ступеням можно под­няться к часовне преподобного Александра Свирского с купелью.

На стене храма расположена икона Божией Матери «Умиление».

Внутреннее убранство храма и его святыни

В день воспоминания перенесе­ния из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убру­са) Господа Иисуса Христа, 29 ав­густа 2022 года, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и епископ Альметьевский и Бугуль­минский Мефодий совершили вели­кое освящение двух престолов Спасо-Евдокиевского храма города Казани: главного — в честь Нерукотворенного Образа Спасителя и левого — во имя преподобномученицы Евдокии Илиопольской. После освящения церковь стала именоваться Спасо-Евдокиевским храмом.

Четырехъярусный иконостас в цен­тральной части храма украшен резьбой в византийском стиле.

Святая Евдокия, изображенная на иконе в полный рост, встречает прихожан и посетителей храма. Это один из первых образов святой, написанный для церкви, находится во втором при­деле во имя святой Евдокии Илиопольской. Ее память совершается 14 мар­та по новому стилю. Из жития святой известно, что Евдокия была самарян- кой по рождению. Жила в Илиополе Финикийском во времена римско­го императора Траяна. Получившая благодать от Бога, она и по сей день ходатайствует пред Ним обо всех обращающихся к ней в молитвах.

Невысокий сводчатый пото­лок придела позволил устано­вить здесь лишь небольшой иконо­стас, внешним видом напоминаю­щий компактную, резную, обильно украшенную орнаментами шка­тулку. В каждой детали чувству­ется тепло мастера, вырезавше­го ее. Живопись и прикладное ис­кусство гармонично образуют еди­ное целое. Святые на иконах кисти шуйских мастеров изображены жизненно, во всем видны яркость и сочность красок.

Оба иконостаса Евдокиевского храма изготовил прихожанин Константин Сафин, а иконы писала прихожанка Ольга Айзатуллина.

Перед малым иконостасом установлен ковчег с частицей мо­щей преподобного Александра Свирского, в честь которого освя­щена часовня-купель.

Исторически в Спасо-Евдокиевской церкви почти не было на­стенных росписей, их и не доба­вили при реставрации — неболь­шое храмовое пространство за счет светлых стен выглядит воздушным и торжественным.

На стенах размещены писа­ные иконы в резных киотах. В хра­ме есть Казанская икона Божией Матери конца XIX — начала ХХ ве­ка работы иконописной мастерской Казанско-Богородицкого женского монастыря, которая была пожертво­вана храму. Над аркой в централь­ной части храма расположена икона с частицами святых мощей святи­телей Московских Филарета (Дроз­дова) и Иннокентия (Вениаминова-Попова). Соединенные узами ду­ховной близости, святые на иконе изображены вместе.

В храме есть еще одна почитае­мая икона — икона святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

В 2005 году в храм святой Ев­докии вернулась икона святите­ля Николая Чудотворца. Образ пе­редал убеленный сединами муж­чина, приехавший из Риги. Он рас­сказал историю спасения этой иконы его сестрой. Церковь закры­ли в 1932 году, и иконы, долгие го­ды украшавшие ее, были вынесе­ны на берег реки Казанки для сож­жения. Запах дыма, исходивший от костра, в котором горели иконы, разносился по округе. Его почув­ствовали дети, игравшие в это вре­мя на улице. И уже через несколь­ко мгновений с замиранием серд­ца и любопытством они смотре­ли на костер. Казалось, что ничего нельзя было уже спасти. Малень­кие ручки девочки Ирины потяну­лись к одной из икон, и, потушив незначительный огонь на иконе, она понесла ее домой. Шли годы, образ святителя Николая нахо­дился у Ирины до самой ее старо­сти. Перед смертью она рассказа­ла историю спасения иконы сво­ему брату Игорю и в конце своего рассказа попросила передать об­раз в родные стены Евдокиинской церкви. Поврежденная огнем, ико­на святителя Николая после рестав­рации была возвращена в храм. Вторая икона — икона Благо­вещения Пресвятой Богороди­цы — когда-то стояла в иконостасе Евдокиинского храма, после его за­крытия находилась у родственни­ков Ирины. Со временем тоже была возвращена в родные стены.

На литургию прихожан созыва­ет звук колоколов. На сегодняшний день их в Спасо-Евдокиевском хра­ме восемь. Самый большой, «Благовестник» (весом 450 килограммов), известен чистотой и силой звука. Остальные колокола, меньших раз­меров, имеют определенную то­нальную звучность. Колокола зака­зали благотворители в городе Тутаеве Ярославской области.

В 2023-2024 годах в храме были проведены работы по благоустрой­ству внутреннего убранства церк­ви. В этот период силами благоде­телей прихода и при участии при­хожан храма осуществлены работы по укладке мозаичного мраморно­го пола, побелены стены, установ­лены деревянные двери из дуба, приобретена новая мебель.

Часовня преподобного Александра Свирского с купелью

До закрытия храма в 1932 году вход в храм преподобномучени­цы Евдокии находился со сто­роны современной улицы Фе­досеевской. Входной портал с шатровым навершием был спроектирован архитектором Федором Николаевичем Малиновским в 1905­1915 годах. В советское время в по­мещении входного портала размеща­лась трансформаторная подстанция. В 2010 году трансформатор демон­тировали, а место, где он стоял, было возвращено церкви святой Евдокии.

Поскольку вход в храм с момента его второго открытия находился уже со стороны улицы Япеева, было при­нято решение на месте бывшего вхо­да, спроектированного Малиновским, создать часовню-купель, посвященную преподобному Александру Свирскому. За реконструкцию помещения взял­ся архитектор Л. Г. Горник. По его про­екту был выполнен новый шатер, по­золоченный купол с крестом. Все вну­треннее убранство — стены, своды, пол, чаша купели — были изготовлены в мозаике.

14 марта 2012 года, в день памя­ти святой преподобномученицы Евдокии, архиепископ Казанский и Та­тарстанский Анастасий освятил часов­ню в честь преподобного Александра Свирского. С того дня в часовне совер­шается таинство Крещения, также ве­рующие могут окунуться в освященные воды купели.

Знакомство с великим подвижни­ком Свирской земли начинается с ико­ны, на которой изображено явление преподобному Александру Святой Тро­ицы. Сюжет иконы восходит к одно­му из эпизодов из жития святого, когда на 23-м году поселения в пустыни он увидел Трех Мужей, облаченных в бе­лые одежды, осиянных Небесной сла­вой. Над этой иконой установлены три лампадки, под киот иконы положен пе­сочек, доставленный с места явления Святой Троицы преподобному Алек­сандру. На иконе святого, расположен­ной на аналое, установлен мощевик с частицей святых мощей преподоб­ного. В водной глади купели отража­ется Казанский образ Божией Матери с Предвечным Младенцем.

Мозаичную икону преподобного Александра Свирского можно увидеть на фасаде часовни, сложенную из раз­ноцветных кусочков смальты в 2013 го­ду. Это точная копия иконы Х1Х века, появившаяся в Троицком Александро- Свирском монастыре во время второго обретения мощей в 1998 году. При сол­нечном свете смальта, то слабо мерца­ет, то неожиданно вспыхивает яркими искрами.

В далекие и тяжелые для Церкви 1918-1931 годы в Казани было разо­брано 14 храмов. Та же участь ожида­ла и церковь святой Евдокии, которую после закрытия должны были разо­брать, а кирпич отдать в отдел строительства. Но не разобрали — Всемило­стивый Господь Евдокиинскую церковь от разрушения спас.

Состав причта церкви святой Евдокии*

  1. Петр Андреев (ранее 1706 — после 1707)
  2. Савва Андреев (ранее 1725-1742)
  3. Фёдор Иванов (1743-1744)
  4. Алексей Иванов (1744-1758)
  5. Стефан Сидоров (1759-1762)
  6. Иоанн Васильевич (1763-1770)
  7. Козьма Осипов (1770-1774)
  8. Василий Петров (1774-1779)
  9. Александр Петров (1778-1779)
  10. Василий Евдокимов (1779)
  11. Василий Козьмин Ефимов (1779-1787)
  12. Михайло Федоров (1780-1782)
  13. Антон Иванов Стефанов (1787-1790)
  14. Андрей Илларионов (1790-1791)
  15. Антон Степанов (1791-1793)
  16. Стефан Михайлов (1793-1795)
  17. Родион (Иродион) Яковлев (1794-1796)
  18. Терентий Симеонов (1796-1799)
  19. Пётр Яковлевич Кузнецов (1800-1822)
  20. Иоанн Стефанов Лавинский (1822-1830)
  21. Алексей Петрович Самосатский (1830-1860)
  22. Гавриил Феодорович Мелавский (1861-1867)
  23. Вонифатий Симеонович Разумовский (1867-1871)
  24. Пётр Васильевич Малов (1871-1876)
  25. Иоанн Александрович Александров (1876-1889)
  26. Константин Симеонович Ильинский (1889-1904)
  27. Александр Четаев (1904)
  28. Григорий Николаевич Смеловский (1904-1911)
  29. Константин Шагурин (1911)
  30. Павел Петрович Афонский (1911-1932)
  31. Борис Фёдорович Филипповский (1928-1931)
  32. Димитрий Николаевич Евграфов (1999-2022)
  33. Димитрий Александрович Аликин (с 2022 г. по настоящее время)

[1] Из книги «Казанский Богородицкий девичь монастырь» священника Евфимия Малова.

[2] Акинский камень — плотный известняк. Таким камнем мостили улицы Казани.

[3] Мокрая слобода.

[4] Старосты церкви святой Евдокии:

  • 1857 год — Иван Федорович Христофоров.
  • 15 мая 1890 года — казанский мещанин Николай Павлович Сергеев.
  • 25 февраля 1895 года — казанский мещанин Варнава Николаевич Гельгизов.
  • 3 марта 1914 года — казанский мещанин Михаил Иванович Тимофеев.
  • 17 июля 1916 год — казанский цеховой Михаил Кузьмич Банковский.

[5] Клировые ведомости. 1906 // ГА РТ. Ф. 4. Оп. 138. Д. 26.

[6] ГА РТ. Ф. 3997. Оп. 1. Д. 123.

[7] Церкви были разделены на категории: высшая категория, 1-я категория, 2-я категория, 3-я категория. К ним относятся памятники зодчества, имеющие значение в историко-художественном отношении, сохранившие черты древнего зодчества в характерных деталях, имеющие живопись, скульптуру, обстановку. Церковь святой Евдокии отнесли к 3-й категории. Скромный образчик провинциального зодчества типа восьмерик на четверике. Сохранность удовлетворительная.

[8] ГА РТ. Ф. 732. Оп. 6.

[9] Фетровое производство.

Новости по теме

Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани

В советские годы эта мини-копия Петропавловского собора находилась в таком запущенном состоянии, что на крыше росли маленькие березки и кусты, а внутри вместо пола была земля, перемешанная с костями.

Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

Пресвятая Богородица не раз являла русскому народу Свою милость через икону, чудесно обретённую в Казани в шестнадцатом веке. Перед Казанским образом Пречистой Девы молился генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов в 1812 году, отправляясь на войну с Наполеоном.

Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой

В истории государства Российского есть немало примеров чудесной помощи Божией Матери, полученной по молитвам перед Её Казанской иконой. Этот чудотворный образ сыграл особую роль и в Полтавской битве в июле 1709 года.

В Казани прошли творческие встречи с автором образовательных программ для родителей детей
В Казани прошли творческие встречи с автором образовательных программ для родителей детей

26 октября в Музее Казанской епархии состоялась встреча с педагогом из Ижевска, разработчиком образовательных программ для родителей и детей, автором детских сказок Анастасией Схимовой-Стародубовой.