1612 год стал переломным моментом в эпохе Смутного времени. В феврале из Нижнего Новгорода в захваченную поляками Москву выступило народное ополчение под началом князя Дмитрия Пожарского. В пути к нижегородцам присоединялись люди из Поморья и Сибири, Ярославля и Костромы, Кинешмы и Казани. Россию охватил небывалый патриотический подъём. В стремлении к освобождению народ проявил свои лучшие качества — самоотверженность, преданность родине, мужество и стойкость. Победа над интервентами была близка.
Но пока ополченцы двигались навстречу своему триумфу, в столице захватчики творили бесчинство. Чтобы подавить сопротивление москвичей, они подожгли город, а сами укрылись в крепости Китай-город и в Кремле. Поляки арестовали патриарха Гермогена, своими посланиями вдохновлявшего народ на борьбу, и вскоре он умер в тюрьме от голода.
Единственным православным архипастырем в столице оставался архиепископ Арсений Элассонский. Грек по рождению, он связал свою судьбу с Русской Церковью. Участвовал в учреждении патриаршества на Руси, считал себя посредником между Москвой и православным миром Восточного Средиземноморья.
Святитель Арсений немало пострадал, пребывая в Москве в годы смуты. Поляки отняли его дом, разграбили имущество и припасы. Пожилой архипастырь испытывал невыразимую скорбь при виде творящегося вокруг святотатства: злодеи разоряли храмы и монастыри, уничтожали святыни. Греческому архиепископу удалось спасти от осквернения чудотворную Владимирскую икону Божией Матери — он спрятал её от интервентов в надежном укрытии.
В октябре 1612 года святитель оказался заложником поляков в Кремле, осаждённом войсками ополченцев. Внутри крепости царил страшный голод, архиепископ Арсений изнемог и уже не надеялся остаться в живых. В тот момент, когда силы окончательно оставили пастыря, ему явился в сиянии света святой Сергий Радонежский. Преподобный уверил страдальца, что совсем скоро Москва будет освобождена.
После явления святого святитель Арсений почувствовал себя выздоровевшим. Он смог отправить в стан ополчения весть о предсказании скорой победы. И пророчество преподобного Сергия исполнилось. 4 ноября войска Дмитрия Пожарского взяли Китай-город, а спустя два дня торжественно вошли в Кремль. Впереди колонны воины несли Казанскую икону Божией Матери — образ, перед которым они молились на протяжении своего похода.
А навстречу ополченцам из Кремля вышел святитель Арсений Элассонский с Владимирской иконой, спасённой от поругания. Народ, потрясённый встречей двух чудотворных образов, в едином порыве опустился на колени. Люди с благодарными слезами молились Богородице — Заступнице и Покровительнице России.