6 июля — день памяти святителя Германа Казанского

2121
Фото

Святитель Герман (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567, Москва), архиепископ Казанский и Свияжский. Основными источниками сведений о жизни святого являются официальные летописи, акты, казанский летописец Иосифа Крылова, волоколамский летописчик Игнатия Зайцева, Житие митрополита священномученика Филиппа (Колычева), Житие святителей Гурия (Руготина) Казанского и Варсонофия Тверского, написанное Казанским митрополитом священномучеником Ермогеном (впоследствии патриарх Московский и всея Руси), «История о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского.

По словам князя Курбского, святитель Герман был «светла рода человек, яже Полевы нарицаются, та шляхта по отчине». Полевы вели свое происхождение от боярина Александра Борисовича Поля — потомка смоленских князей. Княжеский титул потерял Ф. Д. Полев, прапрадед святителя Германа, поступивший на службу к волоцкому князю Борису Васильевичу. Полевы имели вотчины в Волоцком уезде, были связаны с Иосифовым Волоколамским в честь Успения Пресвятой Богородицы мужским монастырем, принимали там постриг, в монастыре находилась их родовая усыпальница. (Ни отец святителя Германа, ни он сам не отмечены ни в одной родословной Полевых — Шокарев)

Григорий был сыном Садыря (в Крещении Федора) Полева, имевшего вотчины в Волоцком уезде Ф. И. Полев упоминается как свидетель в грамоте о продаже деревни Иосифову Волоколамскому монастырю в 1526/27 годах. В 1530/31 годах он пожертвовал Волоцкому монастырю дер. Редькино и примерно в то же время принял в обители монашеский постриг с именем Филофей. Занимал в монастыре должности келаря (1544/45-1546/47), казначея (1547/48 и 1552/53), в 1553/54-1554/55 годах был одним из соборных старцев и участвовал в совершении земельных сделок. В 1553 году старец Филофей возглавил суд над Матвеем Башкиным. В 1561 году отец Григория при невыясненных обстоятельствах был зарезан.

Григорий Полев принял постриг в Иосифовом Волоколамском монастыре, где занимался перепиской книг под руководством святителя Гурия (Руготина). По монастырским описям 1545 и 1573 годах известны три рукописи, созданные святителем Германом: Евангелие, Богородичник и Псалтирь, в обители хранилась принадлежавшая святителю Герману печатная Псалтирь. В начале 1551 года он был назначен архимандритом старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, ранее являлся настоятелем Отмицкого (Вотмицкого) монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы в устье реки Тьмы близ Твери. Описная книга Старицкого монастыря 1607 года перечисляет многочисленные вклады святителя Германа в обитель — «образы-складни Спасов образ да Николы чудотворца... да складни Пречистыя Богородицы Одигитрия, а на другой стороне святители и преподобные... да паногея Живоначальная Троица, да Пречистая Воплощение... да Егорей чудотворец на кости, обложен серебром сканью воротной», икона мч. Мины, серебряный крест-мощевик (Описные книги Старицкого Успенского монастыря). Вероятно, во время процесса над Башкиным архмандрит Герман был в Москве, поскольку именно ему выпало сопровождать осужденного в заточение в Иосифов Волоколамский монастырь. Там он остался, в 1554 году являлся казначеем, в 1551/52, 1553/54 и 1555/56 годах принимал участие в поземельных сделках монастыря.

3 февраля 1555 года Герман стал архимандритом новоучрежденного свияжского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, в Казань прибыл вместе с архиепископом Казанским Гурием и архимандритом Варсонофием (впоследствии епископ Тверской). Отец Герман активно занимался миссионерской деятельностью, которая охватывала нагорную (правобережье Волги) сторону Казанского края (святителю Варсонофию было поручено христианское просвещение левобережной стороны с Казанью). В Свияжском монастыре приняли Крещение тысячи местных жителей — чувашей и татар. В 1557 году, когда производилась раздача земель, покинутых жителями во время Казанской войны (1552-1557), Герман добился выделения монастырю больших массивов земель в Свияжском и Казанском уездах, эти земли уже при нем стали осваиваться. Свияжский монастырь стал крупнейшим в крае, к времени секуляризации церковных имуществ (1764) на землях, полученных обителью при святителе Германе, находилось около 60 сел и деревень, жило более 8 тысяч ревизских душ. При святителе Германе в обители были воздвигнуты каменные храмы: во имя святитля Николая Чудотворца с колокольней и трапезной (освящен 6 января 1556), собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящен 12 сентября 1558), который во время настоятельства святителя Германа был расписан фресками. Согласно писцовой книге 1568 года, библиотека Свияжской обители насчитывала до 152 книг, из которых 8 были пергаменными. При святителе Германе в Казани было основано подворье Свияжского монастыря, превратившееся к концу XVI века в самостоятельный казанский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Святитель Гурий поручил свияжскому архимандриту все сельские церковные причты Свияжского уезда, а монастырь освободил от своего суда.

После смерти святителя Гурия архимандрит Герман 12 марта 1564 года был избран архиепископом Казанским. Согласно Житию святителей Гурия и Варсонофия, святитель Герман «пас Церковь Божию три лета и восемь месяцев». В Казани святитель провел не более 2 лет. В это время он ввел общежитие в Зилантовой пустыне, что дало возможность увеличить число ее братии. Более года архиепископ Герман провел в Москве, где и скончался. Последние упоминания святителя в документах относятся к весне-лету 1566 и началу 1567 года. 12 апреля 1566 года он поручился за князя М. И. Воротынского. В воскресенье 9 июня того же года архиепископы Пимен Новгородский и архиепископ Герман вместе с Ростовским епископом Никандром служили соборно Литургию в московском Успенском соборе. 2 июля 1566 года архиепископ Герман подписал приговорную грамоту Земского собора о продолжении войны с Литвой, назван в летописи под 25 июля среди участников освященного Собора, избравшего митрополитом Филиппа (Колычева). (На грамоте Земского собора подписи Новгородского архиепископа Пимена и архиепископа Германа сделаны сходными почерками, на приговоре об избрании митрополита подпись святителя Германа (как и Суздальского епископа Елевферия) отсутствует.) Под 1566/67 (7075) годы Герман как епархиальный архиерей упоминается в писцовой книге Казани при описании владений архиерейского дома.

Обстоятельства кончины святителя источники излагают по-разному. Согласно Курбскому, после оставления кафедры митрополитом Афанасием (19 мая 1566) и до возведения на нее священномученика Филиппа (25 июля 1566) архиепископ Герман «умолен был от князя великого... да будет архиепископом Руские митрополии: он же, аще и много возбраняшесь от тое вещи, так от него (царя.- Авт.), яко и соборне, принужден к сему». Около двух дней архиепископ Герман провел «на митрополичье дворе», где имел беседу с царем Иоанном IV Васильевичем, во время которой святитель убеждал царя обратиться к праведной жизни. Через два дня святитель Герман был найден «во дворе своем мертв... овыи глаголют удушенна его тайне, за повелением его (царя.- Авт.), овы же ядом смертоносным уморенна» (Курбский. Стб. 317-318). Согласно рассказу Курбского, святитель Герман был убит между 19 мая и 25 июля 1566 года, чему противоречат документы, свидетельствующие, что архиерей был жив в начале 1567 года. Информация Курбского о том, что смерть архиепископа Германа была насильственной, подтверждается Житием священномученика Филиппа, согласно которому Герман был единственным из архиереев, кто выступили в поддержку митрополита против введения опричнины, убеждал царя, что напрасно он ищет лжесвидетелей на праведника. Вскоре Казанский архиерей погиб в своей келье от руки опричника, который двумя ударами топора отсек ему голову. Переоблачение мощей святителя в 1888 году, когда на его главу была возложена новая митра, и вскрытие мощей святителя Германа, имевшее место летом 1922 года, отчасти подтвердили достоверность сведений, приведенных в Житии священномученика Филиппа: в описании мощей святителя Германа отмечено, что «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее» (Тверской Патерик. С. 105). Однако рассказ Жития митрополита Филиппа также создает хронологические сложности, т. к., по свидетельству новгородского летописца, конфликт царя с митрополитом Филиппом начался в марте 1568 года, т. е. после кончины святителя Германа. Можно думать, что смерть Казанского архиепископа стала следствием какого-то конфликта между ним и царем в связи с осуждением архиепископа Германа опричных репрессий. По сообщению Жития святителей Гурия и Варсонофия, святитель Герман скончался 6 ноября 1567 года от морового поветрия. 2 февраля 1568 года Казанским архиепископом стал Лаврентий.

Святитель Герман был похоронен архимандритом Свияжского монастыря Иродионом и архимандритом московского Новоспасского монастыря Иеремией 6 (по др. сведениям, 14) ноября 1567 года, согласно завещанию святителя, в московской церкви во имя святителя Николая (Николы Мокрого) в Китай-городе в Зарядье. В 1591 году в результате перестройки храма были обретены мощи святителя Германа, от них начали совершаться чудотворения. По просьбе Казанского митрополита Ермогена царь Феодор Иоаннович и патриарх Московский и всея Руси святитель Иов разрешили перенести мощи архиерея в Свияжский монастырь. Торжественная встреча святыни в монастыре Казанским митрополитом, братией монастыря и горожанами состоялась 25 сентября 1592 года. В тот же день митрополит Ермоген совершил отпевание архиепископа Германа архиерейским чином, мощи святителя были помещены в алтаре Успенского собора с правой стороны. Характеристику святителю Герману дал в своем сочинении князь Курбский: «Бе он яко тела великого муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистинну святаго жительства, и священных писаней последователь, и ревнитель по Бозе, и в трудех духовных мног». По словам Курбского, Г. был «отчасти причастен» учению прп. Максима Грека и был «человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и велик помошник был в напастех и в бедах обьятым, тако же и ко убогим милостив зело» (Курбский. Стб. 318- 319).

Житие и служба святителю Герману с чудесами и надгробным словом написаны монахом Иоанном между 1657 и 1672 годами по благословению и со слов Казанского митрополита Лаврентия на основе Житий священномученика Филиппа и святителя Гурия. В службе (5-я песнь канона) содержатся свидетельства митрополита Лаврентия об исцелении его по молитвам к святителю Герману. Житие его малоинформативно, в нем святитель особо прославляется как основатель и настоятель Свияжского монастыря. В 1696 году Казанский митрополит Маркелл по благословению патриарха Адриана свидетельствовал мощи святителя Германа, которые были перемещены в новую липовую, обложенную серебром гробницу, при этом по просьбе симбирских граждан и духовенства отделена была для Симбирска частица. 23 июня 1714 года по благословению Казанского митрополита Тихона (Воинова) мощи святителя Германа были перенесены из алтаря на середину храма, где они открыто почивали до 1918 года. В память об этом перенесении тогда же был установлен праздник 23 июня, составлена служба. В 1842 году мощи переложили в новоустроенную из кипариса сребро-позлащенную раку, в 1888 году на главу святителя была возложена новая митра. Поскольку в результате данного переоблачения стали очевидны следы насильственной кончины святителя, настоятель Свияжского монастыря архимандрит Вениамин исправил службу святителя Германа и написал акафист, в котором святитель прославлялся как страстотерпец. Однако Святейший Синод своим определением 25 октября 1889 года не разрешил публикацию этих текстов. Результаты осмотра мощей отразились в утвержденном архимандритом Вениамином Житии святителя Германа, автором которого является П. В. Знаменский (Каз., 1894). К началу XX века в Свияжском монастыре существовала небольшая келья святителя Германа под колокольней, при гробнице святителя хранились иглы, нитки, наперсток, которыми он пользовался в келейных занятиях.

Святителю Герману было посвящено несколько храмов, преимущественно в Казанской епархии: во имя святителя Германа были освящены храмы в Свияжском монастыре и на колокольне казанского Благовещенского собора, 4 придела в приходских храмах Свияжского уезда. Во имя святителей Гурия, Германа и Варсонофия были освящены церкви в казанской Суконной слободе и в татаро-крещенской школе, приписанной к казанскому Спасо-Преображенскому монастырю, а также в ряде сел Казанской губернии. В Тверской епархии во имя святителя Германа был устроен придел в Троицком соборе старицкого Успенского монастыря, в селижаровском Свято-Троицком монастыре действовала церковь во имя Гурия, Германа и Варсонофия. В настоящее время в Казанской епархии имеются две церкви во имя святителей Гурия, Варсонофия и Германа.

В 1918 году Свияжский монастырь был закрыт. Летом 1922 года состоялось вскрытие мощей святителя Германа. По местному преданию, во время вскрытия по Волге прошел смерч, из-за чего собравшиеся разбежались и мощи святителя остались в обители, монашеская жизнь в которой сохранялась до 1929 года. Впоследствии святыня была утрачена. Сохранилась частица мощей, перенесенная в 1849 году в казанский Иоанно-Предтеченский монастырь. По-видимому, с 30-х годов XX века (после окончательного упразднения Иоанно-Предтеченского монастыря в 1929) эта частица сохранялась под престолом кладбищенского казанского храма во имя Ярославских чудотворцев, была обретена в 2000 году. Ныне эта частица разделена: одна часть хранится в Иоанно-Предтеченском монастыре, другая — в Успенском соборе Свияжского монастыря.

***

Ист.: СГГД. М., 1813. Т. 1. (№ 189). С. 545- 556 (№ 192), 557 (№ 193); ДРВ. Продолж. Ч. 5. С. 241; Платон (Любарский), еп. Сб. древностей Казанской епархии… сост. в 1782 г. Каз., 1868. С. 63 [Житие святителей Гурия и Варсонофия, написанное сщмч. Ермогеном]; Артемьев А. Историч. рукописи б-ки имп. Казанского ун-та // ЖМНП. 1854. Кн. 83. № 7. Отд. 3. С. 10, 11 [Писцовая книга Свияжска]; Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Каз., 1877; Курбский А. М. История о великом князе Московском // Соч. СПб., 1914. Т. 1. Стб. 317-319. (РИБ; Т. 31); Список с писцовой и межевой книги г. Свияжска. Каз., 1909; Описные книги старицкого Успенского мон-ря 7115 (1607) г. Старица, 1911. С. 19, 59-60; Книга ключей и Долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в. / Под ред. М. Н. Тихомирова, А. А. Зимина. М., 1948. С. 46, 51; АФЗХ. Ч. 2. № 236, 246, 247, 252; Каштанов С. М. Возникновение рус. землевладения в Казанском крае: (Док-ты) // УЗ Казанского гос. пед. ин-та. Каз., 1973. Вып. 116. С. 3-35; ПСРЛ. М., 2000. Т. 13. С. 382, 402, 403; М., 1965. Т. 29. С. 333, 350, 351; Антонов А. В. Приговорная грамота 1566 г. // РД. 2004. Сб. 10. С. 172, 180.

Лит.: Елисеев Г. З. Жизнеописание святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцов. Каз., 1847. С. 30-47, 72-88; Филарет (Гумилевский). РСв. Нояб. Чернигов, 18652. С. 335- 342; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 200; [Знаменский П. В.] Житие свт. Германа, второго архиеп. Казанского, всея России чудотворца. Каз., 1894; Азлецкий П. В. Описание Иоанно-Предтеченского муж. мон-ря в г. Казани. Каз., 1898. С. 4-5, 10-12; Голубинский. Канонизация святых. С. 119; Крылов И. П. Материалы по истории г. Старица. Старица, 1904. Вып. 1; Покровский И. М. Гермоген, митр. Казанский // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. Каз., 1907. Т. 23. Вып. 3; он же. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты. Каз., 1906. С. 41-43, 123-129; Яблоков А. П., прот. Первоклассный муж. Успенско-Богородицкий мон-рь в г. Свияжске Казанской губ. Каз., 1906. С. 13-14, 31, 35, 69-83; он же. Город Свияжск Казанской губ. и его святыни. Каз., 1907. С. 105-120; Тверской патерик: Кр. сведения о Тверских местно чтимых святых. Каз., 1907. Тверь, 1991р. С. 101-109; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники: (Очерки по истории рус. обществ.-полит. мысли сер. XVI в.). M., 1958. С. 173; он же. Крупная феодальная вотчина. М., 1977 (по указ.); он же. Опричнина. М., 20012. С. 157- 159, 161- 162, 165, 349, 351, 353; Каштанов С. М. К истории феодального землевладения в Свияжском у. в 70-х гг. XVI в. // УЗ Казанского гос. пед. ин-та. Каз., 1978. Вып. 184. С. 132-142; Дмитриева Р. П. Герман Полев // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 152- 153; Прохоров Г. М. Иоанн // Там же. Ч. 2. С. 59-60; Ульяновский В. И. Россия в начале Смуты: Очерки соц.-полит. истории и источниковедения. К., 1993. Ч. 2. С. 121, 125, 132- 133. Примеч. 40; Шокарев С. Ю. Полевы: Потомки боярина Александра Поля // История моск. боярства XIV-XVII вв.: Тез. докл. науч. конф. Нояб., 1997. М., 1997. С. 16-20; Колобков В. А. Митр. Филипп и становление моск. самодержавия: Опричнина Ивана Грозного. СПб., 2004. С. 110- 111, 116- 117, 123, 124, 125, 126, 130, 131, 132, 216, 241, 242, 260, 261, 267, 268.

К. Ю. Ерусалимский, Е. В. Липаков

Новости по теме

В Свияжской Богородице-Успенской обители почтили память святителя Германа Казанского
В Свияжской Богородице-Успенской обители почтили память святителя Германа Казанского

19 ноября, в день памяти святителя Германа, архиепископа Казанского (1567), в Свияжском Богородице-Успенском мужском монастыре состоялось праздничное богослужение.

19 ноября. Память святителя Германа, архиепископа Казанского 19 ноября. Память святителя Германа, архиепископа Казанского

Сщмч. Павла I, Патриарха Константинопольского, (после 350). Прп. Варлаама Ху́тынского (1192). Свт. Германа, архиеп. Казанского и Свияжского (1567). Прп. Варлаама Керетского, иеромонаха (XVI).

Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани

В советские годы эта мини-копия Петропавловского собора находилась в таком запущенном состоянии, что на крыше росли маленькие березки и кусты, а внутри вместо пола была земля, перемешанная с костями.

Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

Пресвятая Богородица не раз являла русскому народу Свою милость через икону, чудесно обретённую в Казани в шестнадцатом веке. Перед Казанским образом Пречистой Девы молился генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов в 1812 году, отправляясь на войну с Наполеоном.