Ветераны духовной брани

2688
Фото


75-летию Победы и восстановлению Никольского собора города Казани посвящается…

По булыжной дороге идёт статный пожилой мужчина лет семидесяти. На его остром лице отпечаток многих испытаний прожитых лет. Ничто, за исключением, пожалуй, уложенной бороды, не выдает в нём священника. Несомненно, отношение к Церкви со стороны Советской Власти после войны стало заметно терпимее, вместе с тем ходить в рясе, да ещё открыто по городу, никто из «служителей культа» не решается.

Протоиерей Василий Яхонтов вполне мог бы сойти за профессора или врача, его благородная осанка и манера держаться выдавали дореволюционное воспитание деятельного человека умственного труда. Движение и взгляд, несмотря на возраст, энергичны. В крепких руках трость, на которую он, слегка опираясь, ступает по давно опавшим осенним листьям. Отец Василий вдумчиво сморит в окно второго этажа деревянного дома Казанского епархиального управления.

Вчера, 6 ноября 1946, в Казань пришла новость о разрешении Властей открыть Николо-Низскую церковь на Большой Проломной (ныне улица Баумана). Неужели владыка Гермоген благословит его, уже глубоко немолодого священника, заниматься восстановлением поруганной святыни?

Как показало время, выбор казанского архиепископа Гермогена (Кожина) был далеко не случаен. За свою жизнь протоиерей Василий построил и восстановил не один храм на Казанской земле, однако, обо всем по порядку.

Будущий протоиерей, Василий Ардалионович Яхонтов родился 18 января 1876 года в селе Потанихи Царевококшайского уезда Казанской губернии[1] в священнической семье. 13 июня 1899 года окончил Казанскую духовную семинарию и, как сам пишет в послужном списке, в день последнего экзамена получил указ казанского архиепископа Арсения (Брянцева) о назначении псаломщиком к Богоявленской церкви города Казани[2]. Его супругой стала дочь священника Анастасия Конопова[3].

30 ноября 1903 года Василий Яхонтов был рукоположен во священника архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием (Ковальницким) к церкви Воскресения Словущего села Воскресенское на Среднем Кабане[4]. Отец Василий показал себя человеком очень деятельным, став законоучителем Воскресенской церковно-приходской школы и трех земских училищ: Кушкинского, Победиловского и Больше-Отарского, он также занялся строительством нового каменного храма в селе Воскресенском[5].

В 1910 году архиепископом Никанором (Каменским) священник Василий Яхонтов был назначен на новообразованный приход в Академической слободе Казани с поручением построить храм во имя преподобного Серафима Саровского и с причислением пока сверх штата к Варваринской церкви[6].

К лету 1917 года деревянный храм, построенный трудами и заботами отца Василия был готов к освящению. 16 июля казанский архиепископ Иаков (Пятницкий), фактически за два месяца до отъезда из Казани с капитулирующими частями Белой армии, успел освятить храм[7], где отец Василий был оставлен штатным священником.

В том же 1917 году по назначению владыки Иакова занимал должность члена ревизионной комиссии похоронной кассы духовенства и члена ревизионной комиссии по ремонту зданий Казанской духовной академии[8].

К слову сказать, ни строительство, ни служебные дела ревизионной комиссии не отвлекали отца Василия от преподавательской деятельности. В 1910-1917 годах он также состоял законоучителем и преподавателем латинского языка в Казанском ветеринарном институте и фельдшерской школе при нем, а также законоучителем XI и XX коммерческих женских училищ[9].

После революции послужной список протоиерея Василия Яхонтова становится ещё более плотным…

Поднявшись по неровным ступеням на второй этаж, где его ожидал владыка Гермоген, отец Василий задержался у окна. На улице крупными хлопьями валил снег. Священник невольно вспомнил разговор, произошедший в похожем деревянном доме в марте 1924 года. В тот год Власть Советов вплотную занялась провинцией. Отец Василий так же как и сейчас стоял в приемной управлявшего тогда Казанской епархией владыки Иоасафа. В небольшом чемоданчике для бумаг он нёс прошение об увольнении за штат. Отец Василий прекрасно помнит разговор с горячо верующем архиереем. Владыка подписал прошение, призывал не отчаиваться, и ничего не бояться…

Заштатным священником Василий Яхонтов пробыл меньше месяца, уже в апреле 1924 года он был назначен епископом Иоасафом (Удаловым) настоятелем Воскресенского собора в отдаленный от Казани город Йошкар-Олу. Это было одно из последних назначений владыки, 16 мая 1924 года епископ Иоасаф был вызван в Москву, арестован и заключён в Бутырскую тюрьму. 2 декабря 1937 года после долгих и мучительных ссылок преосвященный был убит красноармейцами, а впоследствии в 2008 году канонизирован Русской Православной Церковью в лике новомучеников[10].

Не избежал ссылок и протоиерей Василий Яхонтов. В 1926 году из Йошкар-Олы он был сослан на три года в Соловки, однако, спустя год, в 1927 году был возвращен на место[11].

Интересно, что незадолго до ссылки, в 1925-1926 годах, по инструкции, данной казанским архиепископом Афанасием (Малининым) и по его благословению, отец Василий совершал чинопоследование приема обновленцев в лоно Матери-Церкви[12].

6 декабря 1927 по благословению архиепископа Афанасия (Малинина) отец Василий Яхонтов покинул город Йошкар-Олу, получив назначение в село Тарлаши Столбищенского района, в июле 1929 года переведен в село Кукмор Никольское, а в апреле 1930 года определен в село Матюшино Столбищенского района, где прослужил до 1940 года.

25 января 1940 года Василий Яхонтов был судим Столбищенским районным судом, оштрафован на 300 рублей и даже снят с учета за нарушение Советского Декрета, когда, не уведомив уполномоченного, посетил несколько домов со святой Крещенской водой[13].

Снят с учета Яхонтов был на долгие пять лет, в те времена это означало лишить священника возможности совершать богослужения. Все эти годы отец Василий был регентом и псаломщиков единственного действующего в Казани храма Ярсолавских чудотворцев на Арском кладбище.

Только с июня 1945 года протоиерей Василий Яхонтов был зарегистрирован сверхштатным священником Кладбищенской церкви.

Осеннее небо свинцово отражалось в старом зеркале рабочего кабинета епископа Казанского и Чистопольского Гермогена. Несмотря на пасмурную погоду и многодневную усталость, преосвященный продолжал напряженно работать. Как бы он не старался отвлечься, мысли вновь возвращали его к Никольскому храму. Многими усилиями церковь удалось вернуть, но где взять средства на её восстановление?

Владыка подписал последнее прошение и отложил ручку. Он склонил уставшую голову, упершись лицом в раскрытые ладони. Часы ударили десять раз, когда в дверь аккуратно постучали. Ручка повернулась, и в приемную вошел отец Василий.

— Ваше Преосвященство, Владыка, благословите…

— Садитесь, отец Василий. Вы назначаетесь на новый приход. Будет много работы..

В тот осенний день епископ Гермоген (Кожин) освободил протоиерея Василия от несения обязанностей службы на кладбище и поручил ему все внутреннее благоустройство будущего кафедрального собора.

Преосвященный прекрасно понимал объем предстоящей работы, и ещё сильнее осознавал, насколько верующие нуждаются в открытии храма, особенно после войны, искалечившей миллионы жизней.

Здание Никольской церкви находилось в «мерзости запустения», как говорили тогда верующие. После изъятия его Советской властью в 1930 году, оно служило товарным складом, где на момент передачи ещё оставались рельсы, шпалы, бочки, проволока, арматура и прочий строительный мусор[14].

Храм отмывали всем миром, старожилы рассказывают, как приносили обмылки, чтобы чистить полы и стены, как вывозили на машинах мусор. Верующие несли в храм сохранившиеся после 1917 года иконы. Ни росписей, ни утвари за время запустения в Никольской церкви не сохранилось.

Торжественное освящение обновленного собора состоялось 22 марта 1947 года в день памяти сорока мучеников Севастийских. Этот день станет не только вторым днём рождения Никольского храма, а также и одним из самых почитаемых праздников среди казанских богомольцев. Во славу святых мучеников будет освящен приставной Престол, используемый, как правило, на ранней Литургии.

Его также освящал епископ Гермоген (Кожин), о чем свидетельствует надпись на срачице[15] святой трапезы. Интересно, что рядом с подписью преосвященного стоит ещё одна подпись: отец Сергей Благов.

Сергей Васильевич Благов, родившийся 23 сентября 1912 года в семье крестьян, был рукоположен в диаконы архиепископом Гермогеном 29 июня 1946 года. В характеристике, данной ему епископом Казанским и Марийским Пантелеимоном 20 марта 1978 года будет особым образом указано, что отец Сергий «принимал активное участие в открытии и восстановлении Никольского Кафедрального собора в городе Казани»[16]. Работавший в годы войны на авиационных заводах Казани,[17] он мог быть необходимым помощником владыки Гермогена и отца Василия Яхонтова в деле восстановления храма.

После освящения собора митрофорный протоиерей Василий остался старшим священником Никольского собора[18], а отец Сергий Благов тогда же определен на второе диаконское место.

Спустя 10 лет отец Василий станет почетным настоятелем Никольского собора, отец Сергий 28 августа 1959 года будет рукоположен архиепископом Иовом (Кресовичем) во священники и назначен настоятелем Спасо-Преображенской церкви села Большие Кабаны. Он вернется в Никольский собор только в 1976 году, перенесший несколько болезней и выходов за штат[19].

Совсем скоро протоиерея Сергия, как и протоиерея Василия, преставившегося ко Господу 17 января 1965 году, станут называть одними из последних священнослужителей, переживших войну и гонения на Церковь 1930-х и 1960-х годах. Они станут «последними из могикан», а когда-то были первыми.


[1] Высокогорский район, Республика Татарстан.

[2] Архив КЕУ. Оп. ЛД-1. Д. 180. Л. не нумерован.

[3] Ермошин А.В. Закон Божий в дореволюционной светской школе: религиозное обучение в средних учебных заведениях Казанского учебного округа. Казань, 2017. — С. 386.

[4] Архив КЕУ. Оп. ЛД-1. Д. 180. Л. не нумерован.

[5] Ермошин А.В. Закон Божий в дореволюционной светской школе: религиозное обучение в средних учебных заведениях Казанского учебного округа. Казань, 2017. — С. 387.

[6] Архив КЕУ. Оп. ЛД-1. Д. 180. Л. не нумерован.

[7] Липаков Е. В. Архиепископ Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий) / [Электронный ресурс] / URL: https://tatmitropolia.ru/eparhia/arhipastyri_kazanskie/?ID=58145 (дата обращения:15.05.2020).

[8] Архив КЕУ. Оп. ЛД-1. Д. 180. Л. не нумерован.

[9] Архив КЕУ. Оп. ЛД-1. Д. 180. Л. не нумерован;

Ермошин А.В. Закон Божий в дореволюционной светской школе: религиозное обучение в средних учебных заведениях Казанского учебного округа. Казань, 2017. — С.387.

[10] В Казани состоялось прославление в лике святых священномученика Иоасафа (Удалова), епископа Чистопольского / [Электронный ресурс] / URL: https://www2.pravoslavie.ru/28755.html

(дата обращения:15.05.2020).

[11] Архив КЕУ. Оп. ЛД-1. Д. 180. Л. не нумерован.

[12] Там же.

[13] Там же.

[14] Исполняется 70 лет со дня возобновления богослужений в Никольском соборе города Казани / [Электронный ресурс] / URL: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/?ID=59259

(дата обращения:15.05.2020).

[15] Срачица — нижнее облачение престола — белое льняное покрывало. Символически являет плащаницу Иисуса Христа (см. Лк. 23, 53).

[16] Архив КЕУ. Оп. ЛД-1. Д.17. Л. не нумерован.

[17] Там же.

[18] Юридически, настоятелем мог быть правящий архиерей.

[19] Архив КЕУ. Оп. ЛД-1. Д.17. Л. не нумерован.

Новости по теме

Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани

В советские годы эта мини-копия Петропавловского собора находилась в таком запущенном состоянии, что на крыше росли маленькие березки и кусты, а внутри вместо пола была земля, перемешанная с костями.

Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

Пресвятая Богородица не раз являла русскому народу Свою милость через икону, чудесно обретённую в Казани в шестнадцатом веке. Перед Казанским образом Пречистой Девы молился генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов в 1812 году, отправляясь на войну с Наполеоном.

Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой

В истории государства Российского есть немало примеров чудесной помощи Божией Матери, полученной по молитвам перед Её Казанской иконой. Этот чудотворный образ сыграл особую роль и в Полтавской битве в июле 1709 года.

В День памяти жертв политических репрессий митрополит Кирилл совершил заупокойную литию у стен Никольского собора Казани
В День памяти жертв политических репрессий митрополит Кирилл совершил заупокойную литию у стен Никольского собора Казани

30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, в храмах Казанской епархии молитвенно почтили память безвинно богоборцами убиенных и безвинно пребывавших в заключении.