Государь, великий князь московский и всея Руси Иван IV и его духовный наставник Митрополит Московский и всея Руси Макарий уделяли много внимания прославлению русских святых. Царь призывал священников «обыскивать» по всей Русской земле святых, ибо именно они, по его мнению, являлись подлинным богатством державы. Вскоре после венчания Ивана IV на царствие (1547 г.) состоялись два церковных собора, на которых было причислено к лику святых большое количество русских князей. С этого времени в русском храмовом искусстве берет свое начало традиция по созданию приделов в честь русских святых.
История придела в честь Муромских князей Петра и Февронии в Благовещенском соборе Казанского кремля восходит к последнему походу Царя Иоанна IV Грозного в 1552 году на Казань. Святые благоверные князья Петр и Феврония особо почитались царской семьей и были канонизированы незадолго до Казанского похода — в 1547 году, в год венчания Великого князя Ивана на царство.
Во время пешего перехода войска из Москвы в Казань царь останавливался в Муроме и две недели молился в городских храмах, в том числе и в соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где находились мощи святых муромских князей. Митрополит Макарий прислал Ивану IV в Муром «назидание», тесно связанное с мотивами «Повести о Петре и Февронии», написанное средневековым русским писателем Еразмом. Митрополит Московский напоминает царю о благочестивых Византийских императорах Феодосии и Константине и о предках самого царя, которые «по закону сохраняли чистоту брака». В макарьевском послании впервые назидательно используются образы Петра и Февронии как идеальной супружеской пары, что в дальнейшем закрепилось в литературной традиции. Такой парой, очевидно, мыслился сам молодой государь с супругой Анастасией.
«И приходи государь в соборную церковь града того же Рождества пречистыя и к великим чюдотворцем князю Петру и княгине Февронии, и по всем святым местам обходит с молением», — пишет митрополит Макарий.
Из летописей мы знаем, что царь после муромского моления дал обет Богу, если поход завершится успехом, построить на месте погребения святых Петра и Февронии новый монастырь «со всею лепотою церковною». Так оно и случилось — в 1563 году в городе Муроме был воздвигнут за счет царской казны Благовещенский монастырь.
Святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Первоначально, не только неф Благовещенского собора Казани был украшен подобающе «государеву» собору, а также два соборных придела.
«У соборные ж церкви у Благовещения Пресвятыя в приделе церкви: Страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, а в церкви образы, книги и ризы и все строение церковное Государево … А в другом приделе у Благовещения, у муромских чудотворцев, пять образов Спасовых… образ муромских чудотворцев князь Петра, княгини Февронии…»
Долгое время соборный придел не был освящен. Лишь после глобальной перестройки храма в 1846 году XIX столетия архиепископ Казанский и Свияжский Владимир (Унженский) совершил освящение придельного храма в честь Рождества Христова, в память об утраченной ветхой теплой церкви близ собора, месторасположение которой было теперь включено в соборный объем.
В 1908 году придел вновь освятил архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский) в честь царственных страстотерпцев Бориса и Глеба, которые почитались, как сродники царские и мыслились ходатаими за царствующую на Руси династию.
Ныне в соборе два придела освящены так, как это были задумано изначально Царем Иваном IV — левый в честь святых благоверных князей Петра и Февронии, а правый — в честь благоверных князей Бориса и Глеба.