Преподобный Гавриил (в миру Зырянов Гавриил Фёдорович; 14 марта 1844 г., деревня Фролово (приход села Бобровского) Ирбитского уезда Пермской губернии — 24 сентября 1915 года, Казань), Седмиезерский. Первоначально Житие преподобного старца Гавриила составил его ученик, архимандрит Симеон (Холмогоров).
Родился в семье зажиточных государственных крестьян, крещен во имя архангела Гавриила. Евгения и Анна, его сестры, впоследствии приняли постриг с именами Евстолия и Агния. В детстве Гавриил часто болел, ради выздоровления сына Зыряновы дали обет не употреблять мяса и спиртного. В 18 лет Зырянов совершил паломничество в верхотурский монастырь святителя Николая Чудотворца к мощам святого праведного Симеона Верхотурского, который несколько раз являлся юноше в видениях и предсказал ему монашество. 13 августа 1864 года (по другим сведениям, 16 августа 1865) поступил послушником в Оптину пустынь, 31 июля 1872 года, после увольнения из сословия государственных крестьян, был официально зачислен в обитель и пострижен в рясофор. Нес послушания на колокольне, в хлебной, в просфорне, был распорядителем на игуменской кухне, духовно окормлялся у преподобного Амвросия (Гренкова) и преподобного Илариона (Пономарёва). В 1874 году тяжело заболел, жил в избе на монастырской ловле у Митина завода, выздоровел по молитвам Оптинских старцев.
Стремление Гавриила принять постриг не одобрял настоятель пустыни преподобный Исаакий I (Антимонов). Осенью 1874 года Гавриил посетил Киев, Москву. По приглашению архимандрита Григория (Воинова) 28 декабря 1874 года поступил в Высокопетровский монастырь, 1 февраля 1875 года зачислен в братию, 13 августа того же года пострижен в мантию с именем в честь святителя Тихона Задонского, 20 февраля 1877 года рукоположен во диакона. Утверждение архимандрита Симеона (Холмогорова), что преподобный служил экономом, не подтверждается официальными документами. Из-за доносов и интриг некоторых насельников 14 августа 1880 года иеродиакон Тихон перешел в московский Богоявленский монастырь. Обладал хорошим голосом (тенор), часто сослужил епископу Дмитровскому Амвросию (Ключарёву), стал известен в светских кругах любителей церковного пения, что вызывало зависть других иеродиаконов Богоявленской обители.
Иеродиакон Тихон поддерживал переписку с Оптинскими старцами, по совету преподобного Амвросия покинул Москву, в июне 1882 года получил отпуск и отправился в Раифский Богородицкий монастырь, где в декабре того же года был принят в число братии, 24 апреля 1883 года рукоположен во иерея. Утверждения архимандрита Симеона, что в Раифском монастыре преподобный Гавриил был официальным братским духовником, документами не подтверждаются. Конфликтовал с архимандритом Вениамином (Аверкиевым). 7 октября 1883 года был назначен экономом Казанского архиерейского дома, через месяц переведен в Седмиезерную пустынь, 3 марта 1889 года указом архиепископа Казанского Павла (Лебедева) был награжден набедренником, 4 марта назначен духовником и благочинным обители. Участвовал в крестных ходах с главной святыней монастыря — Седмиезерной Смоленской иконой Божией Матери, от которой происходило множество чудотворений. Осенью 1892 года надорвался, вытягивая монастырский воз из оврага, в тот же день получил тяжелый ожог пищевода и желудка уксусной эссенцией. В ожидании кончины 5 октября 1892 года по благословению архиепископа Казанского Владимира (Петрова) принял постриг в великую схиму с именем в честь архангела Гавриила.
5 лет преподобный Гавриил не вставал с постели, часто причащался Святых Христовых Таин. «Чем более страдал, тем легче себя чувствовал», — писал он впоследствии. За годы болезни он стяжал дары старчества, прозорливости. На пожертвования светских посетителей, которые приходили к нему за советами (около 10 тысяч рублей), в 1899-1900 гг. в Седмиезерной пустыне была построена церковь во имя преподобного Евфимия Великого и Тихона Задонского, предназначенная для чтения неусыпаемой Псалтири по усопшим и служения ранних литургий. Благоволивший к отцу Гавриилу архиепископ Казанский Арсений (Брянцев) 16 октября 1900 года освятил этот храм, а 8 августа 1901 года назначил преподобного исполняющим обязанности, а затем наместником Седмиезерной пустыни, с 9 июня 1902 года — в сане архимандрита.
Старец Гавриил наладил хозяйство в обители, расширил скотный и молочный дворы, кирпичный завод, организовал кузнечную, столярную, сапожную мастерские, маслобойню, пасеку. Монастырский мед пользовался спросом на Казанской и Нижегородской ярмарках. По проекту отца Гавриила была построена зерносушилка, работавшая так эффективно, что посещавшие пустынь помещики затем устраивали в своих усадьбах такие же хозяйственные дворы. Пашню монастыря, ранее сдававшуюся в аренду, обрабатывали насельники, и она приносила бо́льший доход. Часть доходов поступала в казну архиерейского дома. Как высочайший духовный авторитет архимандрита, так и его активная хозяйственная деятельность вызывали недовольство у нерадивых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод на преподобного Гавриила был в 1908 году и донос, в котором его обвиняли в развале монастыря и в принадлежности к социал-демократической партии. Казанский архиепископ Никанор (Каменский) произвел ревизию в монастыре, 15 мая 1908 года схиархимандрит Гавриил и казначей иеромонах Тихон были отстранены от должностей. По словам архимандрита Симеона, «батюшка чуть было не умер от потрясения» (впоследствии был оправдан). Официально выселенный из обители, отец Гавриил некоторое время жил в домике, построенном в пустыни на пожертвования почитателей, затем в Казани.
В конце июля 1908 года старец Гавриил приехал в псковский Елезаров монастырь, настоятелем которого был его духовный сын, архимандрит Иувеналий (Масловский). Для отца Гавриила был построен домик с церковью во имя архангела Гавриила, освященной 7 августа 1910 года. Напряженную молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тыс. Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) схиархимандрит Гавриил сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. Духовным руководством преподобного пользовались священномученик Игнатий (Лебедев), схиигумения Фамарь (Марджанова), студенты и преподаватели Казанской духовной академии, будущие архиереи священномученики Анатолий (Грисюк), Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Краснопёров), Петр (Зверев), архиепископы Варлаам (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иннокентий (Летяев), Иннокентий (Ястребов), Пимен (Пегов), Стефан (Знамировский), епископы Варсонофий (Лузин), Гавриил (Абалымов), Леонтий (Вимпфен), Николай (Ипатов), Феодор (Поздеевский). Великая княгиня Елисавета Феодоровна несколько раз посещала старца Гавриила, присутствовала на его похоронах. Преподобный бывал у княгини в Марфо-Мариинской московской обители. Он окормлял насельниц псковского Старого Вознесения Господня и псковского Иоанно-Предтеченского монастырей.
С 1912 года состояние здоровья у преподобного Гавриила ухудшалось. Предчувствуя скорую кончину, подготовил усыпальницу в Елеазаровой пуст. Наступление немецких войск летом 1915 года и угроза оказаться на оккупированной территории заставили отца Гавриила в августе 1915 года уехать в Казань. Тяжелобольной старец поселился на квартире инспектора КазДА архимандрита Гурия (Степанова). Перед кончиной старец причастил иеромонах Иона (Покровский). Похоронен в церкви преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского Седмиезерной пустыни. В 1928-1929 годы обитель была закрыта и впоследствии разорена, захоронение преподобного Гавриила осквернено. Мощи святого вместе с Седмиезерной Смоленской иконой сохранил иеросхимонах Серафим (Кашурин).
В 1981 году по благословению епископа Казанского Пантелеимона (Митрюковского) изображение преподобного Гавриила Седмиезерного было помещено на иконе Собора Казанских святых, которая находится в кафедральном Никольском соборе. В 1996 году Синодальная комиссия по канонизации рассмотрела материалы к прославлению старца, 25 декабря 1996 года канонизация схиархимандрита Гавриила (Зырянова) была утверждена Святейшим Патриархом Алексием II. В том же году были составлены тропарь и кондак, в 1998 году — акафист преподобному. С 1997 года мощи преподобного Гавриила находились в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семианрии, с 30 июля 2000 года — в восстановленной Седмиезерной пустыни. Частицы мощей и иконы преподобного Гавриила имеются в церкви Иоанна Кронштадтского и Елеазаровом монастыре.
Источник: Православная Энциклопедия, Т. 10, С. 195-197