Внимание в молитве

9643
Фото

«Первый от Господа дар в молитве — внимание, т.е. когда ум держится в словах молитвы, не развлекаясь. Но при такой внимательной, неразвлекаемой молитве сердце еще молчит. В том-то и дело, что у нас чувства и мысли разъединены, нет в них согласия. Вторая молитва — когда ум и сердце соединены, согласно направлены к Богу. Третий дар есть молитва духовная. Про эту молитву я ничего не могу сказать. Человек, имеющий духовную молитву, хотя и живет на земле, но умом и сердцем, всей душою своею он — в Боге. Достигшие такой молитвы смотрят на все очами духа, имеют ведение и видение... Молиться о даровании внимательной молитвы можно, но просить у Бога высоких молитвенных дарований погрешительно. Это надо всецело предоставить Богу»

Преподобный Варсонофий Оптинский

***

Внима́нием во время молитвы называют собранность (нерассеянность) ума, всецело сосредоточенного на обращении к Богу.

Внимание должно быть направлено на смысл читаемых или произносимых слов. Во время молитвы человека ожидает испытание — борьба со стороны падшего человеческого естества, порождающего греховные страсти, присутствующие в уме в виде помыслов.

Постоянное внимание постепенно переходит в трезвение — состояние непрерывного духовного внимания, через которое можно, несмотря на суету и шум внешнего мира, услышать глас Божий.

Необходимость внимания в молитве

Рассеянность на молитве очень ярко свидетельствует о нашей оторванности от Бога. Можем мы себе представить рассеянность при встрече с главой государства, патриархом, известным человеком?

Молитва — это личное обращение, а не чтение текста. Бог знал этот текст ещё до того, как мы родились.

Если мы не слушаем себя сами, во время молитвы, думая о суетном, то почему рассчитываем, что нас будет слушать Бог? Невнимательная молитва — лицемерие перед Богом: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко от Меня» (Мк.7:6).

Причины рассеянности на молитве

1. Небрежное отношение к молитве. Сосредотачиваемся мы на том, что нам важно. О чём думаем на молитве, то и является кумиром, заслоняющим Бога.

2. Непонятность текста. Она бывает от непонятности церковнославянского языка и от непонятности используемых в молитвословиях образов.

3. Воздействие падших духов. Один из монахов-пустынников говорил: «Когда диавол видит, что мы молимся и стараемся полностью отдаться молитве, он пытается всячески отвлечь наше внимание. Он очень изворотлив и хитер и для достижения своих коварных целей использует те мысли, темы и переживания, которые особенно беспокоят нас. Он бьет нас по особенно чувствительным, слабым местам, зарождает порочные мысли, всячески разжигает их в нашем сознании… По тем мыслям, которые обычно приходят к нам при молитве, мы можем узнать наши слабые места, действующие внутри нас страсти, и против них должны мы направить наши усилия».

4. Несоразмерность правила духовным силам. В молитвословах обычно публикуют полное молитвенное правило, рассчитанное на монахов и духовно опытных мирян. Однако тем, кто только начинает исполнять молитвенное правило, трудно сразу начать читать его всё целиком. Обычно духовники советуют начинать с нескольких молитв, и затем, раз в одну-две недели добавлять к правилу по одной молитве, чтобы навык читать всё правило целиком выработался постепенно и естественно.

5. Слабость воли. Требуется воспитывать, тренировать волю, прилагать ежедневное усилие. Этому может помочь изучение опыта подвижников.

6. Психологические факторы: усталость, рассеянность — неумение концентрировать ум на длительное время.
Для того чтобы выспаться, рекомендуется ложиться спать не в тот день, когда нужно вставать.

Слагаемые внимательной молитвы

Внимательная молитва является даром Божьим тому, кто проявляет усердие в её приобретении. Молитва даётся молящемуся.

Наша молитва отражает наше внутреннее состояние. Требуется избегать многозаботливости, засорения памяти и воображения лишней информацией — главным врагом молитвы в современном мире.

Факторами, способствующими концентрации внимания, являются также потребность, интерес, правильный настрой.

Рекомендации по обретению внимания во время молитвы

1. Подготовка, обретение внутренней тишины. Рекомендация в начале молитвослова: Встав от сна, прежде всякого другого занятия, благоговейно представляя себя пред Всевышним Богом… Немного помедли, чтобы все чувства твои пришли в тишину и мысли оставили все земное, и тогда произноси молитвы без поспешности, со вниманием сердечным.

2. Время молитвы. Богу нужно отдавать лучшее (в т.ч.. и время), а не вставать на молитву в крайней усталости и рассеянности.

Утром принято молиться до завтрака. Хорошо перед этим прочитать хотя бы одну главу из Евангелия.

Вечернее правило можно разделить на две части (первая заканчивается отпустом — Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, преподобных и богоносных отец…), прочтя вторую перед самым сном.

3. Внешние условия. Следует отключать звук телефона, желательно закрывать дверь в помещение, когда молишься. На одежду следует обратить внимание, аккуратная одежда дисциплинирует, способствует сосредоточенности.

4. Непонятность текста молитвословий. При непонятности текста следует пользоваться толковым молитвословом.

5. Если во время чтения молитв пришли посторонние помыслы, то возможно:

— остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием (не следует злоупотреблять этим правилом, чтобы не надорваться);
— засечь время по будильнику и не обращать внимания на количество молитв.

Нужно помнить, что самые благочестивые поводы отвлечься — от лукавого. Помыслы нужно отгонять как летающих мошек, без сомнения. Молитва — это время сугубой духовной борьбы.

После потери внимания можно взывать к Богу «Господи, научи меня внимательно молиться».

6. Пропущенное правило не следует после вычитывать задним числом, для смирения полезнее покаяться в этом. Такой совет дает прп. Амвросий Оптинский.

7. Произношение молитв. Требуется чётко и не спеша произносить слова целиком, не проглатывая окончаний; не тараторить; делать паузы между предложениями и между молитвами. Очень помогает вниманию чтение молитв нараспев.
Желательно и правильно молитву творить вслух и не тихо. Когда молитва творится вслух, она задействует не только наши речевые рецепторы, но и слух. От такой молитвы сложнее отвлечься.

Для усиления внимания полезно произносить некоторые фразы или слова молитвословий дважды или даже неколько раз.

8. Земные поклоны — молитва тела — их нужно делать по возможности часто. Мы сделаем во время правила 10 поклонов и удивляемся, что молитва у нас невнимательная. Если сделаем 100, то внимание заметно улучшится. Это хороший способ тренировки внимания, запоминания молитв (память тела) и заботе о здоровье тела. Задумался — сделай поклон. Подвижники в пожилом возрасте даже верёвку к полу приделывали, чтобы силой рук можно было вставать.

9. Помощь святых. Просите автора молитвы или Ангела Хранителя укрепить вас в молитве или молиться вместе с вами.

Тренировка внимания обычно начинает давать плоды через несколько месяцев.

Новости по теме

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.

Хорошо, что я не фарисей…
Публикации 25 февраля 2024
Хорошо, что я не фарисей…

Для чего читается в храме перед Великим постом притча о мытаре и фарисее? Для того ли, чтоб нам удивиться безумным словам фарисея и… сказать себе (пусть и мысленно): «хорошо, что я не такой, как этот фарисей!»