Понедельник четвертой седмицы Великого поста

2088
Фото

Благоговея пред животворящим Крестом Святая Церковь призывает нас на поклонение ему.

Божественный и Всечестный Крест Господень является для нас сокровищем освящения и силы. Примером Господа, смирившего себя до смерти крестной, Церковь, по достижении средины поприща Великого поста, призывает нас к смирению, которое по мере преуспеяния в благочестии становится необходимее, чтобы гордостию и возношением фарисейским не затмить совершенных подвигов благочестия и не потерять оправдания пред Богом, взирающим не только на деяния наши, но и на помышления.

Святой Амвросий Медиоланский в IV веке в преполовение Великого поста говорил: «Возблагодарите, братие, Божественное милосердие за то, что оно дало вам благополучно достигнуть половины Четыредесятницы. Но за сей дар достойно возблагодарить могут только те, кои доселе старались жить так, как они научены в начале Великого поста, то есть те, кои старались испросить себе отпущение грехов ежедневным постом, милостынею и посещением церкви. А что касается до тех, кои небрегли о всем этом, то есть не постились ежедневно, не творили милостыни, не прилежали к молитве, или молились без сокрушения сердечного, то сии должны не радоваться, а скорбеть и плакать».

О силе Креста

Для того Церковь и воздвигает Крест Христов, чтобы, воинствуя с этим знамением, ты побеждал врагов своих. Ибо и воины царя земного, когда держатся около военного знамени, лучше ополчаются против врагов, и тот воин, который удаляется от него, скорее погибает.

Святитель Димитрий Ростовский

Смотри как вооружил последующего Ему воина небесный Царь! Не щит дал Он, ни шлем, ни лук, ни броню, ни другое что-либо подобное, но, что всего этого крепче, — силу Креста, знамение сущей над демонами победы.

Святитель Иоанн Златоуст

Я сам пользовался этим оружием (т.е. оружием святого Креста) против всех врагов. Вооружи им себя, дабы, вооружившись, мог и ты победить сего врага.

Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский

Нам ныне также является на небе церковном Крест Христов, чтобы и мы этим знамением побеждали врагов и держались около него. Возносится и воздвигается Крест Христов, чтобы мы побеждали и поражали бесов, и мы сами, падшие, восстали и исправились.

Святитель Димитрий Ростовский

Если ты изобразишь на себе Крест с великой верой, не сможет приблизится к тебе ни один из нечистых духов, видя тот меч, от которого получил смертельную рану.

Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, брат мой, Всегда будешь употреблять святой Крест в помощь себе, то «не приидет к тебе зло и рана не приближится к телеси твоему» (Пс. 90, 10).

Преподобный Ефрем Сирин

Потщимся же и мы быть более внимательными к нашей духовной жизни и тут же непременно заметим, как в мыслях, словах и делах опутывает нас своими сетями демон-соблазнитель. Тогда-то, по примеру святых Божиих, неукоснительно станем направлять против него спасительное оружие святого Креста!

Епископ Могилевский Виталий (Гречулевич)

Крест — глава нашего спасения; Крест — причина бесчисленных благ. Через него мы, бывшие прежде бесславными и отверженными Богом, теперь приняты в число сынов; через него мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину; через него мы, прежде покланявшиеся древам и камням, теперь познали Спасителя всех; через него мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности; через него земля наконец сделалась небом. Крест — твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмою, кто-нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест, как бы некоторый светильник, и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле. И как светильник содержит свет вверху на своей вершине, так и Крест вверху на своей вершине имел сияющее Солнце Правды — нашего Спасителя.

Святитель Иоанн Златоуст

Сила Креста

Святая Церковь, вынося из глубины алтаря с престола Животворящий Крест Господень и предлагая его для поклонения и лобызания верных, какую мысль имеет? Ту мысль, чтобы истинные чада ее, проходящие поприще поста и борющиеся со своею многострастною плотию и с диаволом, который во время поста особенно разжигает стрелы свои и плоти их, — взирая на Крест и живо представляя себе страдания Господа нашего Иисуса Христа, нашего ради спасения претерпенныен Им в пречистой Своей плоти, — укрепились чрез то на борьбу со своею плотию, с ее страстями и похотями, и чтобы не жалели распинать ее в страстях ее и мужественно боролись с противником, ополчающимся на нас многоразличными искушениями. Смотрите, — как бы вещает нам Господь со Креста, — что претерпел для вас Я воспринятой Мною для вашего спасения плотию Моей пречистой, неприкосновенной ни для какого греха; вы ли откажетесь распинать во плоти своей различные страсти и похоти? Вы ли не перенесете некоторую горечь поста? Вы ли не потерпите на время лишение сластей для укрощения плоти, которая, чем больше ее услаждаешь и насыщаешь, тем более беснуется? Вы ли не потерпите огненных стрел врага, когда Я позволил ему пронзить Свою Божественную плоть всевозможными стрелами? Вот с какою мыслию выностится ныне Крест для поклонения и лобызания. Итак, не унывайте от поста и от борьбы со страстями и диаволом, а мужественно боритесь, призывая в помощь Пострадавшего за нас и Крестом победившего врагов наших, — и побеждайте. Аминь

Праведный Иоанн Кронштадский

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь на Кресте побеждает зло. Зло было причиной этой страшной несправедливой казни. Зло торжествовало над Тем, Кто поражал людей Своей чудодейственной силой. Казалось бы, кто может восстать на Иисуса из Назарета, Сына Божиего и Сына Человеческого? Ведь Он бурю останавливает, тысячи людей кормит пятью хлебами, исцеляет глухих, хромых, прокаженных, Лазаря Четверодневного выводит из гроба… Доныне некоторые, слушая о Христе, возражают: «Как во все это можно поверить? Где Бог, мы же Его не видим? А вот если бы Он совершил чудо сейчас, я бы поверил». Это лукавые слова, и, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, что и самые великие, потрясающие сознание чудеса, совершенные Спасителем, не остановили непреодолимую, дьявольскую силу зла. Она умертвила Иисуса, Господа и Спасителя нашего, на Кресте, но последовавшее затем Воскресение подвело окончательную черту, свидетельствуя, что непреодолимой силе греха в мире приходит конец.

Слово митрополита Феофана

Прошли три седмицы Великого поста. По уставу Святая Церковь в эту седмицу, которая называется Крестопоклонной, износит святой Крест на середину храма для поклонения. Почему? Ведь еще четыре недели до Пасхи, впереди Страстная седмица, когда мы пойдем вместе со Христом в Гефсиманский сад, и предательство будет, и поругание над Христом, Голгофа, распятие — всё это будет. Почему же сейчас износится святой Крест?

Человеческая природа слаба. Часто бывает так, что вначале мы готовы идти на подвиги поста. И это рвение довольно велико — мы воздерживаемся от пищи, ходим в храм, совершаем поклоны, смиряем тело. Но постепенно дух ослабевает и мы становимся расслабленными. Нам уже кажется, что поститься тяжеловато, бывают и лукавые мысли: «Зачем так истязать себя? Может, дать послабление, ведь далеко еще Пасха? А то вдруг я не выдержу».

И Церковь как заботливая мать напоминает, ради чего нужен пост и Кто по-настоящему, через крест, поругание, смерть и Воскресение принес нам спасение. Когда мы вносим святой Крест на середину храма, лобызаем его, то невольно наша мысль обращена к этой силе.

Священное Писание

Бытие. VIII, 21 — IX, 7

21И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: 22впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

Глава 9

1И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; 2да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; 3все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 5Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

Притчи Соломона. XI, 19 — XII, 6

19Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.

20Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.

21Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется.

22Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная.

23Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых — гнев.

24Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.

25Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.

26Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение.

27Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.

28Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.

29Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.

30Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души.

31Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику.

Глава 12

1Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.

2Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.

3Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.

4Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его.

5Промышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство.

6Речи нечестивых — засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.

По материалам книги Дмитрия Дементьева «Чтение на каждый день Великого поста»

Новости по теме

«Весна души»: иерей Александр Ермолин — о смысле Великого поста
Онлайн-трансляции 28 марта 2024
«Весна души»: иерей Александр Ермолин — о смысле Великого поста

Руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин еженедельно по четвергам в прямом эфире будет рассказывать слушателям об обычаях, символах и духовных смыслах дней Святой Четыредесятницы.

В родительские субботы Великого поста в храмах Татарстанской митрополии пройдут заупокойные богослужения В родительские субботы Великого поста в храмах Татарстанской митрополии пройдут заупокойные богослужения

30 марта и 13 апреля в храмах Татарстанской митрополии пройдут богослужения великопостных родительских суббот.

В Казанском Богородицком монастыре пройдут лекции, посвящённые Великому посту В Казанском Богородицком монастыре пройдут лекции, посвящённые Великому посту

В Казанском Богородицком монастыре начинает работать лекторий, посвящённый Великому посту. Лекции еженедельно будет проводить руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин. Встречи будут проходить по пятницам в 18.00

Архипастыри Татарстанской митрополии совершили чин Торжества Православия в Казанском соборе Архипастыри Татарстанской митрополии совершили чин Торжества Православия в Казанском соборе

Вечером 24 марта митрополит Кирилл, епископ Пахомий, епископ Мефодий совершили чин Торжества Православия в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.